Надо сказать, посещение этого музея нами — заслуга все того же нашего доброго ангела olejka. Именно он настоятельно советовал нам добавить этот пункт в наш маршрут — нам осталось только выбрать между Шпайером и Зинсхаймом. Они находятся друг от друга не очень далеко — порядка 40−50 км или 30 минут пути на автомобиле. И даже сайт у них общий. «Ребят, не пожалеете!..» — сказал Олежка и, как обычно, оказался абсолютно прав. До этого момента мы не знали даже о существовании этого музея, поэтому выбор делали скорее между основными «достопримечательностями» — в Шпайере это наш «Буран», в Зинсхайме — Конкорд и Ту-144. Решение мы приняли в пользу Зинсхайма и полагали, что нам хватит нескольких часов на осмотр. Теперь же, побывав там, могу сказать, что посетить надо оба — и по возможности, неоднократно. Экспозиция в Зинсхайме огромная, подробная, невероятно интересная, так что все за один раз можно и не успеть. И уж точно несколько часов для это мало. Там запросто можно совершенно незаметно для себя проторчать весь день.
Мы в музее подобного рода были впервые в жизни, так что для нас все было внове и очень необычно. Что же он из себя представляет? И почему их два?
Как мы теперь уже знаем, это фактически две площадки одного музея. Все началось в начале 80-х годов, когда небольшая группа коллекционеров и преданных любителей техники объединила свои коллекции и под предводительством большого знатока и специалиста в деле техно-антиквариата Германна Лайера (Hermann Layher) открыла скромный музей-выставку. Сначала это была небольшая экспозиция, которая, однако, регулярно пополнялась и в конце концов доросла до максимально возможных в этом месте 50 000 кв.м. На этой площади разместились закрытые ангары, экспозиция под открытым небом, 3D-кинотеатр IMAX с гигантским экраном в 600 кв. м, пара едальных заведений, детская площадка, аттракционы и огромная бесплатная парковка.
Когда к 90-м годам экспозиция перестала умещаться даже на этой площади, появилась вторая площадка — в Шпайере. Местонахождение ее оказалось очень удобным. Основная закрытая экспозиция разместилась в находившемся очень кстати прямо там самолётном ангаре. Расположенная рядом полноценная взлётно-посадочная полоса дала возможность некоторым из аэро-экспонатов — нашему АН-22 «Антей», например, — прибыть своим ходом. А то, что комплекс расположен практически на берегу Рейна, дало возможность экспонировать там в том числе и подводные лодки, да и наш Буран туда доставляли по воде. Кстати, история его появления там — тема отдельного захватывающего рассказа. Кстати, это прототип, и в космос он не летал. Он — последний из пяти прототипов, построенных исключительно для испытаний. Совершил он, однако, 22 полета, пробыв в воздухе более восьми часов. Вот доедем, посмотрим — и я обязательно напишу и об этой площадке музея!
Ну, а пока вернемся в Зинсхайм. Проехать мимо невозможно — с трассы издалека видны ярко-синие корпуса и вознесшиеся над ними два сверхзвуковых красавца Конкорд и Ту-144.
А вот и план музея (скан странички небольшой рекламной брошюры):
Экспозиция под открытым небом вмещает в себя большое количество самолетов и вертолетов. Все они расставлены на специальные подпорки-подставки с огромной любовью и тщательностью — словно любимые игрушки в детской. Обе сверхзвуковые «звезды» музея как бы идут на взлет с крыши огромного ангара.
Первым сверхзвуковым пассажирским самолетом, поднявшимся в воздух 31 декабря 1968 года, стал Ту-144. Он летал какое-то время на внутренних рейсах, но это было настолько нерентабельно, что со временем количество вылетов его существенно сократилось, а потом его и вовсе сняли с полетов. После долгих, утомительных переговоров и непростого путешествия по воде и — на специальных платформах — по ночным автодорогам, в 2001 году этот изящный шедевр нашего отечественного самолетостроения попал в музей Зинсхайм, где и занял наконец свое место на крыше ангара. В самолет можно подняться по специальной лесенке, перед которой стоит турникет со счетчиком вошедших — при превышении определенного количества людей внутри он блокируется на время.
Позади нашего Ту-144 стоит его собрат и соперник «Конкорд» (Concord) — англо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт, эксплуатировавшийся на протяжении 27 лет авиакомпаниями British Airways и Air France. Первый полет «Конкорда» состоялся на два месяца позже первого полета Ту-144. И свое место на крыше ангара этот авиалайнер занял тоже позже — спустя 4 года после Туполева. Забавно, что все равно в брошюрке наш Ту-144 назван «русским Конкордом». Они, конечно, хозяева — им виднее, но правильнее, по-моему, все-таки было бы назвать Конкорд «англо-французским Ту-144» 😉 Ну да Бог с ними. Мы-то знаем. 🙂
Во всех самолетах, в которые можно зайти, кабина пилота отделена от салона прозрачной перегородкой, через которую можно видеть всё обилие кнопочек, тумблеров, шкал и панелей.
Мы с удовольствием и азартом облазили самолеты, испытывая совершеннейший детский восторг.
Вид снаружи:
Вид изнутри:
Ну что, налазились по самолетам? Пойдёмте скорее вовнутрь! «Там много вкусного!» © А внутрии-и-и-и-и… Маммма дорох-гхая!
Даже те, кто никогда в жизни не болел никакими модельками, не сможет остаться здесь спокойным. Это просто райское место! Фактически это огромная витрина с модельками в масштабе 1:1, собранными в тематические стенды. Здесь и большая коллекция машин «American Dream Cars» — в декорациях, иллюстрирующих основные аспекты «американской мечты».
И большая коллекция автомобилей марки Mercedes. На фотографии ниже слева, кстати, стоит весьма примечательная машина. И примечательна она не только и не столько ярко-красным цветом кузова. Это представитель элиты компрессорных Мерседесов — Mercedes 540К 1938 года выпуска. Его 5,4-литровая «восьмерка» при включении приводного нагнетателя наращивала мощность со 115 до 180 л. с.
Над любовно расставленными машинами замерли небольшие самолеты.
Экспозиция имеет и второй этаж, своего рода галерею — с неё открывается совершенно сказочный вид вниз. Как в «Детском мире», только лучше!
Очаровательные дамы в шикарных одеждах — одни или с кавалерами и семьями, кукло-дети в старомодных одёжках и башмачках, велосипеды и мотоциклы, лимузины и велоповозки. Роллсы, Майбахи, Ланцы, паровые машины, двигатели, всевозможные агрегаты, ставшие революцией в машиностроении. И возле каждого экспоната — небольшая табличка на немецком и английском языках или даже экран с крутящимся там фильмом, а возле некоторых — аппарат, который за жетончик их оживит.
Жетоны, кстати, можно получить за натуральные европейские деньги в соответствующем автомате. При входе расположен своеобразный «автоматизированный сувенирный киоск» — за умеренную плату там наносится на болванку сувенирной монетки дата вашего посещения. За процессом и работой станка можно и нужно наблюдать через стеклянную перегородку.
Вот нашу монетку несёт механическая рука на конвейер:
И вот уже наши сувенирная монетка и не потраченный жетончик, который у нас так и остался (2 рубля рядом для масштаба).
Совершенно шикарный старейший в мире «танцевальный орган» при нажатии на кнопку сыграет вам пару популярных мелодий, переливаясь разноцветными огнями.
Мечту каждого ребёнка — огромную многодетальную железную дорогу с домиками и людишками, разъездами и переездами — тоже можно оживить.
В музее богатая коллекция Ланцев — есть даже с одноцилиндровым горизонтально расположенным мотором, воспламенение в которых происходило от калильного шара. Для такого двигателя годилось любое топливо — и бензин, и керосин, и даже растительное масло! Это удивительные машины! Первый Lanz — 1921 года выпуска — обладал 6,2-литровым 12-сильным движком, развивал скорость всего 5,5 км/ч, но зато мог тянуть пять тонн. Коробки передач у него не было, впрочем, как и задней передачи — при необходимости надо было реверсировать двигатель. А уже Lanz Eilbulldog — один из последних — выпуска 1943 года, имел двигатель объёмом 10,3 л, был при этом ОДНОЦИЛИНДРОВЫМ, обладал мощностью 55 л. с., и коробка передач у него уже была — аж 3 ступени — с понижающей передачей. Скорость он мог развивать уже до 60−65 км/ч, за что и был прозван Скоростным Бульдогом.
Ну и куда же без тракторов и тягачей Lanz. Их здесь целое семейство.
Еще одна большая часть экспозиции посвящена паровым двигателям и всей технике, которая в свое время грохотала, укатывала, трамбовала, пахала и всячески облегчала жизнь людям, работая на паровой тяге.
Отдельно стоят несколько локомотивов, технические характеристики и исторические справки о которых можно почитать на размещенных здесь же табличках. Можно забраться в кабину машиниста, или даже оживить огромного монстра, опустив жетончик в автомат и нажав на кнопку. Гудя и пофыркивая, паровоз проснётся, задышит, завращает послушно колёсами. Кра-со-та!
Большое пространство отдано под экспозицию всевозможных вспомогательных механизмов — прессы, отдельные части паровых машин, паровые катки. Как, например, этот каток, выпущенный в 1898 году машиностроительной фабрикой в Хейльбронне. Он был в работе до 50-х годов! Этот огромный агрегат весом 16 т приводился в движение 18-сильной паровой машиной.
Отдельная тема в музее — военная техника. Здесь представлены машины всевозможных времён и народов — их окружают манекены в соответствующей форме, предметы того времени.
Некоторые экспонаты — это высококачественные реплики, некоторые — восстановленные оригиналы, а некоторые — как поднятый из-под воды Юнкерс, или Пантера, например, — так и стоят жутковатыми полуистлевшими исковерканными скелетами.
Один из танков даже превращён в аттракцион — им можно с пульта немного поуправлять. Мальчики наши вдохновенно отдались процессу. «Два танкис-та, два весёлых дру-га.» 😉
А потом и я нашла себе «модельку» для играться — вот эту. Пульт находится здесь же, на галерее. Самолет послушно то задирает нос, то ложится на одно крыло, и всё это в соответствующем звуковом сопровождении. Красота!!!
Отдельно не могу не сказать о шикарной коллекции Майбахов. До этого дня я не знала практически ничего ни о марке, ни об её владельце, ни об их истории. А между тем личность-то была легендарная!
Вильгельм Майбах, имя которого носит марка, — гордость швабов, и гордость, бесспорно, заслуженная. Он родился в 1846 году в семье столяра, в 11 лет стал сиротой и воспитывался в приюте для сирот из бедных семей. Имея большую любовь и способности к наукам, он самостоятельно и увлечённо изучал техническую математику и английский язык. Прилежание его дало свои плоды — талантливого парня заметил и сделал своим помощником Готтлиб Даймлер, который стал его ближайшим другом, покровителем и единомышленником на всю их последующую жизнь. Когда Даймлер открыл своё дело, он пригласил Майбаха работать с ним — и в 1882 году ими был заключён договор, по которому Майбах брал на себя техническое проектирование, а если дело доходило до коммерческой реализации разработки, он получал твёрдую денежную сумму, как бы премию.
И уже августе 1883 года Майбах создал первый собственный стационарный двигатель весом 40 кг, работавший на светильном газе. Продолжая работу над ним, он спроектировал принципиально новую систему зажигания — с трубкой накаливания и специальным клапаном, что давало устойчивую работу даже на малых оборотах. Майбах вдохновенно продолжал искать способы усовершенствовать своё детище, в результате в конце 1883 года он завершил разработку одноцилиндрового двигателя малой мощности с воздушным охлаждением. И в следующем году был построен еще один — усовершенствованный вариант.
Следующим шагом стала разработка испарительного карбюратора, что позволило заменить светильный газ на жидкое топливо. И вот наконец, осенью 1885 года свершилось — двигатель Майбаха установили на моторный велосипед (два небольших колесика по бокам у него для устойчивости). Двигатель мощностью 0,5 л.с. с постоянной частотой позволял за счет двухступенчатой ременной передачи развить экипажу скорость в 6 или 12 км/ч. В испытаниях вместе с Майбахом участвовали его сын Карл и сын Даймлера — Пауль.
Майбах продолжал упорно работать, и на Всемирной Парижской выставке в 1889 году представил новый автомобиль с новым мотором — первый в истории V-образный двухцилиндровый мотор с углом развала цилиндров 17°, который при 900 об./мин давал мощность 1,6 л.с., а ременную передачу на нем сменила шестерёнчатая. За постройку автомобиля взялся велосипедный завод NSU в Неккарзульме. Французы Арман Пежо и Эмиль Левассор купили патент на двигатель и передачи, обязуясь при этом ставить марку Daimler на выпускаемые ими моторы.
Вы думаете, Майбах на этом остановился?! Как бы не так! Новые разработки следовали одна за одной — в 1894 году он получил патент на конструкцию гидравлических тормозов, а через год создал свой двухцилиндровый рядный двигатель Феникс, который впоследствии стал 4-цилиндровым и 23-сильным. Его и установили на гоночный болид, который 21 марта 1899 года победил в горных гонках Ницца — Ля-Тюрби. Пилотом был Эмиль Еллинек, который выступал под псевдонимом Мерседес. Это было имя его дочери, которое вскоре стало торговой маркой завода Daimler.
В 1900 году умер Готтлиб Даймлер, и положение Майбаха на заводе ухудшилось. В 1907 году он его покинул и, увлекшись идеей постройки двигателей для дирижаблей, нашёл поддержку у графа Фердинанда Цеппелина, благодаря которой Майбах и его сын Карл основали моторостроительную компанию Майбах Моторенбау Гмбх. Фирмой руководил Карл Майбах, а его отец был ведущим консультантом и прекратил работать только в очень преклонном возрасте, уже после окончания первой мировой войны. В 1921 году, когда сам Вильгельм Майбах уже не работал, на их заводе под руководством Карла Майбаха был построен первый автомобиль прославленной впоследствии марки Maybach. Вильгельм Майбах скончался 29 декабря 1929 года.
Каждый из трёх пульман-лимузинов Maybach Zeppelin с 12-цилиндровым мотором, с некоторыми переделками взятым от знаменитого дирижабля, с вакуумным тормозным усилителем и майбаховским наисложнейшим механизмом перемены передач — просто произведения искусства и живые свидетельства гения этого удивительного конструктора. В знаменитом Maybach Zeppelin передача выбиралась рычажками на руле и при сбросе газа автоматически включалась вакуумным механизмом.
Ходить по музею, слушать и читать о каждом экспонате безумно интересно! Время пролетает совершенно незаметно. Любовь владельцев к технике и восхищение ею невероятно заразительны. Я исползала всё вокруг шикарных роллсов, снимая их легендарные фигурки на капотах. История их описана на стоящих рядом табличках, я была в совершенном восторге от того, что вижу все их в одном месте своими глазами. И стоящие рядом мерседесы, и гоночные болиды, и старинные автобусы — все машины в прекрасном состоянии, сияют хромом и лаком, поддерживаются в рабочем состоянии, а некоторые из них периодически даже участвуют в различных фестивалях и выездах ретро-автомобилей.
О существовании многих автомобильных марок я узнала только здесь. Вот, например, об этих созданиях итальянских автопроизводителей. А ведь они некогда составляли достойную конкуренцию роллсам.
Отдельная большая экспозиция посвящена гонкам и гоночным болидам.
А вот и знаменитый Blue Flame — ракетный автомобиль длиной около 11 м, который в 1970 году установил рекорд скорости, разогнавшись до скорости, превышающей 1000 км/ч.
Вернемся к авто-раритетам. Вот один из представителей семейства Ford.
А этот смешной агрегат — самоделка, собранная руками конструкторов-любителей.
А вот и знаменитый Delorean. Помните, в фильме «Назад в будущее» именно он стал машиной времени?
У меня остались еще пара-тройка десятков фотографий, но я, пожалуй, остановлюсь. Рассказать обо всех экспонатах всё равно не получится. Мы даже не всё успели сфотографировать. Тем более, что у нас были планы сходить ещё и в местный IMAX, что мы и сделали. Смотрели мы научно-популярное кино про космос.
Знаете, что я могу о нём сказать? Вот на сайте музея написано что-то типа «Забудьте все те подобия объёмных фильмов, которые вы видели до сих пор. Вас ждет совершенно новое кино с эффектом присутствия». Вот лучше и не скажешь! И даже то, что фильм был не дублированным на русский, ничуть не помешало нам выйти в полнейшем обалдении и восторге!
Завершая свой рассказ, могу подытожить — это именно то место, куда стоит приезжать всей семьёй, с детьми. Приезжать не раз, узнавая каждый раз что-то новое. Обе площадки музея обмениваются экспонатами регулярно, проводят массовые выставочные акции, — например, регулярно проводятся фестивали, посвящённые Харлеям. Хотела бы я побывать хотя бы на одном таком!
Так что если вдруг будете рядом — не проезжайте мимо!
Продолжение же описания нашего отпуска будет в следующей части.
Предшествующие этапы пути и их описания:
Отпуск 2012. Часть 1 — как оно начиналось
Отпуск 2012. Часть 2 — поехали!
Отпуск 2012. Часть 3 — Львов (Львів) — Украина
Отпуск 2012. Часть 4 — Мукачево (Мукачеве) — Украина
Отпуск 2012. Часть 5 — Дьёр (Győr) — Венгрия
Отпуск 2012. Часть 6 — Мюнхен (München). Начало. — Германия
Отпуск 2012. Часть 7 — Мюнхен (München). Продолжение. — Германия
Отпуск 2012. Часть 8 — Мюнхен (München). Окончание. — Германия
Отпуск 2012. Часть 9−1 — Обераммергау (Oberammergau) — Германия
Отпуск 2012. Часть 9−2 — Замок Линдерхоф (Schloss Linderhof) — Германия
Отпуск 2012. Часть 10−1 — Хоэншвангау (Hohenschwangau), замок Хоэншвангау — Германия
Отпуск 2012. Часть 10−2 — Хоэншвангау (Hohenschwangau), замок Нойшванштайн — Германия
Отпуск 2012. Часть 11−1 — Замок Гогенцоллерн (Burg Hohenzollern) — Германия
Отпуск 2012. Часть 11−2 — Риквир (Riquewihr) — Франция
Отпуск 2012. Часть 11−3 — Страсбург (Strasbourg) и приятные неожиданности — Франция
Отпуск 2012. Часть 12 — Страсбург (Strasbourg) — небольшая прогулка — Франция
Отпуск 2012. Часть 13 — Гейдельберг (Heidelberg) — Германия