Предшествующие этапы пути и их описания:
Отпуск 2012. Часть 1 — как оно начиналось
Отпуск 2012. Часть 2 — поехали!
Отпуск 2012. Часть 3 — Львов (Львів) — Украина
Отпуск 2012. Часть 4 — Мукачево (Мукачеве) — Украина
Отпуск 2012. Часть 5 — Дьёр (Győr) — Венгрия
Отпуск 2012. Часть 6 — Мюнхен (München). Начало. — Германия
Отпуск 2012. Часть 7 — Мюнхен (München). Продолжение. — Германия
Наш дальнейший путь лежал в Резиденцию. По дороге мы прошли Одеонсплатц. Названа площадь так в честь концертного зала «Одеон». Комплекс площади состоит из нескольких зданий, в том числе буквально на саму площадь выходит Резиденция. Необычным мне показалось строение, которое называется Фельдхеррнхалле (зал полководцев), построенное в начале 40-х годов XIX в. Огромные статуи генерала Тилли (сражавшегося в 30-летней войне) и героя наполеоновских войн Вреде и совершенно шикарные львы дополняют этот ансамбль (не знаю уж, как это можно назвать — что-то типа крытой террасы).
Театинеркирхе (церковь ордена театинцев) — место последнего упокоения Виттельсбахов.
Очень трогательная, на мой взгляд, история связана с возникновением этой церкви. Она была построена по обету, данному Генриеттой Аделаидой — женой курфюрста, в честь рождения кронпринца Максимилаина. Для строительства были привлечены итальянские и швейцарские архитекторы, которые создали церковь по итальянскому (венецианскому) образцу к 1688 году. Позже пристроили колокольню, а еще спустя какое-то время усилиями отца и сына Кювилье фасад приобрел элементы рококо. Неизменно большое количество туристов посещает эту церковь, привлеченные в том числе расписанным учеником Рубенса алтарем, роскошной резной кафедрой и семейной криптой Виттельсбахов, хранящей их прах.
Мы оставили посещение этого безусловно интересного места на более позднее время, испугавшись большой группы туристов на входе, и поспешили в Резиденцию наконец.
Вид на Одеонсплатц через стену вокруг Резиденции.
Балкон с удивительным потолком.
Королевская Резиденция это целый район старой части города. Этот дворец на протяжении половины тысячелетия служил дворцом, крепостью и жилищем для баварских королей, курфюрстов, герцогов. Комплекс из восьми зданий, соединенных между собой в единый ансамбль, образуют внутренние дворы, каждый и которых по-своему хорош.
Одна из скульптур эффектного фонтана Губерта Герхарда, расположенного посередине Фонтанного двора.
Фонтан символически изображает четыре главные реки Баварии и украшен фигурами античных богов, собравшихся вокруг статуи Отто фон Виттельсбаха. Скульптуры совершенно обалденные! Мы долго кружили вокруг, снимая их с разных ракурсов, и рассматривая увлеченно буквально каждую.
Комплекс Резиденции включает в себя несколько музеев — музей монет, театр Кювилье, королевская сокровищница и музей Резиденции. Мы купили билеты, дающие право посещения всего, кроме музея монет. Начали мы, алчные, влекомые блеском злата людишки, с сокровищницы. Я замирала и обмирала перед буквально каждой витриной. Жаль, формат ЖЖ не позволяет выложить сюда все — и потрясающие драгоценности, и атрибуты власти, и потрясающие произведения ювелирного искусства, и тускло поблескивающие дароносицы, искусно выполненные церковные атрибуты невероятного возраста в потрясающем состоянии, и тончайщие бокалы из страусиных яиц. А произведения резчиков по дереву — миниатюрнейшие, невероятно детальные, кружевные — это просто невыразимая красота, вызывающая огромное уважение к мастерам, которые способны создавать такое великолепие. Снимать было не очень легко — освещение все-таки не для фотосъемки. Но мне было так жаль упустить хоть что-то! Я снимала на выдохе и между ударами сердца. Благо, от восторга дыхание то и дело перехватывало, а сердце замирало. Смотрите — я не могу сказать, что это самое-пресамое, потому что там все больше чем 200 штук фотографий — это самое-пресамое. Остальное я просто не успела снять.
Статуэтка св. Георгия, поражающего дракона. Этот шедевр эвелирного искусства был изготовлен для Вильгельма V около 1597 г.
Богато инкрустированный шикарный туалетный набор из 300 предметов.
Шахматы невероятной красоты и тончайшей ювелирной работы.
Тончайшая резьба по горному хрусталю просто поражает воображение.
А этот кубок совершенно потряс меня. Это раковина наутилуса. Настоящая!
Великолепная резная фляжка охотника. Смотрите — на собаках шерсть вырезана! А ведь эта вещица совершенно крохотная!
Еще одна великолепная резная работа.
У нас были аудиогиды, с помощью которых мы узнавали истории каждого из экспонатов. Надо сказать, что едва ли не каждый можно рассматривать подолгу. Это завораживает совершенно. Представьте, чьи-то руки это делали в пору, когда ни электричества, ни компьютеров, ни высокоточных инструментов и в помине не было. Только вдохновение, любовь к своему ремеслу, возможно, страх не угодить и, несомненно, ярчайшая божественная искра таланта в каждом творце этих чудес. И сколько историй — трагических и смешных, сколько судеб наверняка связаны с этими вещами — судеб безвестных подмастерий, художников, ювелиров.
Мы пошли осматривать Резиденцию дальше, в Гроттенхоффе полюбовались чудесным бронзовым фонтаном «Персей», прошли «Богатые залы» и попали, наконец, в Антиквариум. Огромный сводчатый зал, вместилище коллекции античных статуй, потолки и простенки которого украшены фресками, имитирующими фрески садов Нерона в Древнем Риме. Среди зверей и растительных орнаментов расположены изображения баварских городов.
Фонтан «Персей». Из отсеченной головы тоже бьют струи воды.
Грот оформлен очень забавно, весь в морском стиле.
Словно детская поделка — из ракушек разного калибра.
Шикарный зал, построенный как вместилище коллекции античных скульптур Альбрехта V, впоследствии использовался в качестве зала для приемов и торжеств, бального зала.
Противоположная стенка Антиквариума.
Скульптуры расставлены вдоль стен, некоторые подсвечиваются дополнительно. Все вместе создает возвышенную, торжественную атмосферу.
Фрагмент шикарной потолочной росписи Антиквариума.
Не так хорош лежащий в расслабленной позе беломраморный мужчина, как завораживающе жутковата ухмыляющаяся морда лежащего рядом животного (собаки… пумы?). Бр-р-р-р.
Бюсты выполнены из разных сортов камня, искусно собранных вместе. Удивительно реалистично выглядят мягкие складки. «Поза бюста» — это почти оксюморон, но по-другому и не скажешь. Поворот головы, выражение лиц необыкновенно по-человечески живы!
Жилки мрамора пронизывают кожу, словно сосудистая сеточка. Чума просто. И это из камня!
Потолок великолепен — роспись в стиле оптической иллюзии творит чудеса!
Стул великолепен — каждая деталь с любовью декорирована. Тем удивительнее его великолепный внешний вид, что это исторически подлинная вещь.
И как они не боялись брякнуться во сне с такой-то высоты?! И как они вставали с такой постели?
Серебряная замысловатая люстра.
Великолепный стол-бюро-комод. Их высочество Инкрустированный Шкаф. Очень тонкая работа!
Фрагмент украшающих комод элементов из перламутра.
В Резиденции хранится и экспонируется большое количество удивительных вещей. Например — лаковые миниатюры, которыми можно любоваться и любоваться!
Чья-то семья. Фотографий-то не было, чтоб в портмоне засунуть и любоваться на чужбине долгими зимними одинокими вечерами. Невероятно теплая вещь.
Резиденция сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, от нее буквально камня на камне не осталось. С большой любовью комплекс восстановлен почти полностью. Внутреннее убранство и коллекции музеев удалось сохранить, потому что они были заблаговременно вывезены. Дворцовая кирха восстанавливается и по сей день.
Уголок для уединенного чтения.
Зеркальная комната с коллекцией фарфора. Зеркала многократно и причудливо отражают комнату и коллекцию, совершенно искажая и увеличивая зрительно комнату.
Пышный, яркий потолок с заглядывающими к нам людьми.
Каменный портал двери. Камень не имитация, насколько можно судить.
Трон. Фи, падууууумаешь! Видали мы креслица и покруче 😉
Уютная, обильно украшенная лепниной капелла.
Фрагмент оконного проема поближе.
Настольное украшение из фарфора.
Нечто подобное мы видели в Питере в одной из музейных коллекций. Пышно-пышное и цветочно-птичное великолепие.
Религиозные реликвии — это череп.
Парадный сервиз. Он невероятно красиво отражается в стеклянных стенках закрывающего его «саркофага».
Мы совершенно оттоптали себе ноги, невероятно устали и, переполненные впечатлениями, присели перевести дух и дать отдых гудящим ногам на скамейку в одном из двориков, когда одна из сотрудниц с улыбкой сообщила нам, что музей закрывается. И если мы не собираемся здесь заночевать или стать призраками Резиденции, то нам стоит поспешить за ней. А у нас ведь так и остался непосмотренным великолепный театр Кювилье! (Помните, отец и сын Кювилье приняли деятельное участие в оформлении Театинеркирхе?). Театр плод совместной работы многих величайших баварских художников, но назван в честь своего зодчего — Франсуа Кювилье-старшего, который был придворным карликом Максимилиана III прежде чем стать его же придворным архитектором. Театр великолепен! Он был завершен в 1750 году, а в 1781 г. в нем состоялась премьера оперы Моцарта «Идоменей». Но мы совершенно забыли о времени во время нашей экскурсии по Резиденции, так что были вынуждены с сожалением покинуть дворец, так и не побывав в театре.
Наш дальнейший план на день состоял только из одного пункта — Хофбройхаус! Мы поторопились к этому весьма легендарному месту. Я думаю, мало кто не знает, что это такое, так что особо расписывать не буду. Могу только сказать, что три (если не четыре) этажа пива — это круто нереально. Зал на первом этаже был забит под завязку, там было невероятно шумно! Так ужинать нам не хотелось абсолютно. Поэтому мы поднялись по лестнице наверх и нашли с огромным трудом только что освободившийся столик на балконе на третьем, кажется, этаже, выходящем во внутренний двор. Официанты носились с невероятной скоростью, успевая улыбаться, принимать заказы, отвечать на вопросы и носить-носить-носить кружки с пивом.
Вид с нашего места на внутренний двор.
Пиииииииииииво! Темное опять мне показалось более вкусным.
Милые барышни, воздушные создания.
На втором этаже проходило какое-то групповое отмечание некоего торжества.
Гостей развлекали танцоры в национальных костюмах
Ну и конечно, знаменитые сейфы с именными кружками.
Общее впечатление от этого заведения осталось таким — очень специфическое место. Посетить однозначно надо, чтобы это увидеть. Пиво недурственное, еда на наш с сыном привередливый вкус посредственная — особенно после Августинера-то!
Так и закончилось это наше посещение Мюнхена. Однозначно могу сказать, что не жалею о выбранном объекте осмотра — Резиденции. Жаль, что не успели многое из прочего. Ну так мы еще вернемся!
А наш отпуск продолжался. И я, конечно, продолжу рассказ о нем позже.