По плану за этот день мы должны были прогуляться по Будапешту, после чего доехать до следующей промежуточной цели — городка Мондзее на берегу одноименного озера, — где и заночевать.
А как мы доехали до жизни такой, можно посмотреть здесь:
Отпуск 2013. Часть 1. — Как оно задумывалось, готовилось и, наконец, НАЧАЛОСЬ.
Будапешт с первой нашей встречи несколько лет назад совершенно покорил меня, и по сей день в моём к нему отношении мало что изменилось. В первый наш приезд мы исступлённо колесили по нему на CitySightseeing-автобусах, на трамваях и на метро, обходили его ногами, медленно скользили вдоль его берегов на водных трамвайчиках, восхищённо взахлёб впитывая его жар, его красоту, его свободную яркую размашистость и, вместе с тем, утончённость. Уехали мы через несколько дней оттуда в восхищении и абсолютно в него влюблёнными. Каждое упоминание о Будапеште (и Венгрии вообще) с тех пор проливало свет в наши души, согревало и радовало.
И поэтому, когда стало понятно, что маршрут этого года очень кстати проходит мимо, нестерпимо захотелось остановиться в Будапеште снова — хоть на несколько часов, хоть на денёк — чтобы неторопливо прогуляться там, куда ещё не заходили, увидеть то, чего еще не видели. А поскольку планированием маршрута в большей степени занимаюсь у нас я, то и у команды нашей выбора особо нет — они вместе со мной обречены вновь и вновь возвращаться в этот дивный город. Впрочем, конечно, я лукавлю и кокетничаю — Будапешт любим всеми нами, так что возвращение к нему это одно большое удовольствие на всех.
Свидание с Будапештом, как и планировалось, было довольно скоротечным, но долгожданным и полным радостного узнавания. При первой же возможности утром мы ринулись в его жаркие могучие объятия. Правда, выяснилось одно неприятное обстоятельство — тщательно проштудированные и шуршащие закладками путеводители остались дома — видимо, коту для ознакомления. Так что после недолгого совещания решено было сделать два супер-туристических дела, до которых руки пока не доходили — прокатиться на фуникулере и попасть внутрь Церкви Святого Матьяша (Mátyás-templom). Ну и по дороге гулять, пить воду из многочисленных фонтанчиков и любоваться, любоваться, любоваться.
Будапешт, как многим, наверняка, известно, это двуединый (а точнее, триединый) город — Буда, Пешт и Обуда составляют вместе его неповторимый образ. Буду и Пешт разделяет Дунай, а дивные мосты через него — соединяют. Набережная в Будапеште — особое место. Здесь всегда много людей — поодиночке и парами, целыми семьями и дружескими компаниями. Набережная длинная, ухоженная, гулять здесь одно удовольствие. И пока вы любуетесь открывающимися видами и следите за плещущимися у парапета утками, мимо вас то проносятся с шелестом колёс и перезвоном колокольчиков велосипедисты, то бесшумно пролетают роллеры, отрешённо-поглощённые чем-то, звучащим в их наушниках. Фотографы поверх своих камер на тонконогих штативах ревниво поглядывают на выбираемые соседями-конкурентами места и ракурсы. Взгромоздившись на парапеты, что-то оживленно обсуждают компании, а сосредоточенные бегуны, тщательно дыша, лавируют между степенно гуляющими разновозрастными парами. Встречаются и трогательные семейные велокортежи — типа вот такого — на две VIP-персоны один водитель и один велосипед сопровождения.
Утро. Ещё не очень жарко, можно пройтись, даже не очень стараясь прятаться в тень. Чтобы, заслышав характерный металлический свист и скрежет, успеть увидеть ныряющий в прохладную темноту тоннеля длинный жёлтый трамвай.
А рядом прохладные воды Дуная. Который раз нам везет приехать уже к окончанию его разлива. Мы видим всё ещё высокую, но уже отступающую желтоватую воду, кучи веток, которые вода приволокла и растрёпанными пучками развесила по перилам и опорам дорожных знаков. Как очень точно подметила здесь anna_bpguide: «…стоит чудесное лето, светит солнце, Дунай благостен, как сытый лев: «Я тут у вас на набережной просто полежу»…
Полежал, понимаешь. Убирай теперь за ним.
У нас есть еще фотографии 2010 года. Тогда реке тоже взбрело в голову заглянуть в город — вода очень высоко поднималась. И набережная тоже была полна людей, которые гуляли, разглядывали — кто с любопытством, кто тревогой — плещущийся у их ног Дунай и последствия его визита.
Не обессудьте — парк нашей фототехники тогда был, мягко говоря, бедноват. Качество — соответствующее.
Наша прогулка по набережной, однако, довольно быстро завершилась — мы дошли до фуникулёра. По-венгерски он называется Budavári Sikló. И если вы подумали, что это средство передвижения для грубо обозванных трУсов, то вам, наверняка, интересно будет узнать о некоторых особенностях венгерского языка. Относится он к финно-угорской языковой семье — очень дальним его родственником является финский, а наиболее близкими — хантыйский и мансийский языки. Считается, что племена оногуров, покинувшие Сибирь в V веке и странствовавшие по степям Евразии, обосновались здесь и дали начало венгерскому народу.
Думаю, не буду оригинальна, если скажу, что язык венгерский по природе своей крайне труден для нашего восприятия. Я бы даже сказала, что китайский вызывает у меня едва ли не меньшую оторопь. В венгерском масса своеобразных правил чтения. В частности, ударение, как правило, падает на первый слог, чёрточки над гласными означают более долгое произношение, а буква «s» читается как «ш» — так что ни о каких писающих мальчиках речи нет, а название фуникулёра вовсе даже звучит примерно как «Шикло».
Фуникулёр в Будапеште это и достопримечательность, и средство передвижения. Длина пути у него, конечно, не особо велика — порядка 100 м, а перепад высот составляет всего 48 м. Но он очень своеобразный, и история его удивительна. Построили его в 1870 году по инициативе графа Сечени, тогда он приводился в движение паровыми машинами. В годы второй мировой войны Будапешт сильно пострадал, фуникулёр тоже был основательно разрушен и около 40 лет не работал. В 80-е годы его восстановили по оригинальным чертежам и планам, и теперь чудесные забавные вагончики бодро катают туристов от площади Адама Кларка до крепости и обратно. А из вагончиков и с мостиков, перекинутых через рельсовое полотно, открываются дивные панорамные виды.
Нижняя станция фуникулёра расположена на площади Адама Кларка, на которую, кроме того, выходит один из самых красивых и знаменитых мостов Будапешта — Цепной Мост, построенный в период с 1839 по 1849 год по проектам Вильяма Тирани Кларка и его однофамильца строителя Адама Кларка. Во многом благодаря силам и средствам всё того же графа Сечени этот действительно красивый и изящный мост стал первым постоянным мостом через Дунай.
Его несколько модифицировали и усилили в 1914 году, но впоследствии мост был взорван и разрушен отступающими войсками фашистской Германии. Однако уже к 1949 году его восстановили — ровно через сто лет после своего рождения мост снова был открыт. Начало он берёт на одной живописной площади (площади Рузвельта с расположенным на ней великолепным дворцом Грэшема), а перелетев Дунай, вливается в нарядную площадь Адама Кларка.
На последней (площади Адама Кларка) моё внимание всегда привлекало огромное мозаичное полотно. Теперь я знаю (и вам придётся узнать), что это дивная мозаика работы Кароя Лотца — великолепного венгерского художника немецкого происхождения, работы которого украшают, кроме всех прочих, и Венгерский парламент, и базилику Святого Иштвана. Все творческое наследие его было выкуплено государством и размещено в музее изобразительных искусств Будапешта в одном ряду с работами Дюрера, Рафаэля, Тициана и Рубенса.
На мозаике изображен герб королевства Венгрия. Ангелы держат в руках корону Святого Иштвана, которую венчает наклонный крест. Корона эта непростая. Она имеет большое значение и в истории, и в государственности Венгрии. Именно она упоминается в преамбуле венгерской конституции 2011 года:
«Мы чтим достижения исторической конституции и Святую Корону, в которых воплощается перманентность конституционной государственности Венгрии и единство нации.»
Она выглядит и, по одной из версий, и представляет собой соединение двух частей — верхняя часть выполнена из золотых пластин, её в 1000 году папа Сильвестр II возложил на голову венгерского короля Иштвана (Стефана). Нижнюю же часть короны — обруч, охватывающий лоб, — прислал 75 лет спустя королю Гезе византийский император Михаил Дука. Обруч украшен жемчугом, крупными драгоценными камнями и изящными византийскими эмалевыми миниатюрами. Предположительно в XII веке короны были объединены в одну, и верх её венчал крест.
По преданию, крест изначально стоял как положено — вертикально и ровнёхонько. Но корона прожила непростую жизнь — ради обладания ею затевались войны, её теряли, крали, зарывали в землю, похищали и вывозили из страны. И в очередной раз похитители запихнули её в слишком тесный, маленький ларь, захлопнув который и погнули крест. Корона — символ и драгоценная реликвия страны — так и осталась с этим дефектом в память о тех злоключениях, которые пережили и народ, и страна, и сама корона.
И вот ещё забавный факт, который вычитала — в 1805−06 годах корону укрывали от Наполеона в Мукачево — в том самом ныне украинском городке, который приютил нас в прошлом году, о чём я уже рассказывала. А точнее — в том самом замке Паланок, который мы приметили для себя на будущее. Вот как удивительно иногда в жизни всё оказывается взаимосвязанным.
Поднявшись наверх, мы увидели снова герб и корону, — вот они, — закреплены на балконе дворца Шандора, над головами постовых. Бедолаги, как же им жарко, наверное, в форме, да на палящем солнце.
Дворец был в 1806 году построен для графа Винсента Шандора, с августа 1919 года его занимали премьер-министры, пока во вторую мировую дворец не был разрушен. Восстановительные работы были завершены к 2002 году, и сейчас это резиденция президента Венгрии.
Пару забавных фасадов и один милый фонтан спустя, мы вышли к Церкви Святого Матьяша.
Раз уж речь зашла о фонтанах, не могу смолчать. Фонтанов и фонтанчиков в Будапеште огромное количество. Летом город раскаляется до совершенно бесчеловечных температур, и вода становится великолепной роскошью, драгоценным даром и жизненной необходимостью. И фонтанчиков с питьевой водой, и фонтанов с не питьевой нам за все наши прогулки во все годы встречалось огромное множество.
Мне очень по сердцу пришёлся фонтан работы Кароль Сеньей (Károly Senyei), называется который «Дети ловят рыбу"(или «Дети удят рыбу»). Находится он здесь же, недалеко — перед дворцом, — а создан был в 1912 году и представляет из себя троицу детей, пытающуюся совладать с огромной рыбиной. Кроме фигур детей и рыбы, в фонтане есть и раки, и прочая водяная живность, и сеть — всё очень живое и настоящее. А девочка в нижней части композиции неизменно вызывает у меня ответную улыбку!
Ну чудо же! Даже мокрая челка ко лбу прилипла!
В фонтане вода не питьевая, — ну это по человеческим понятиям. Голубь птица гордая, ему человечьи правила не указ. Да и, по правде говоря, жара была такая, что очень хотелось последовать его примеру и повисеть вниз макушкой, побулькивая, рядышком.
Гуляя по городу, вы обязательно будете натыкаться на фонтанчики с питьевой водой — как правило, они стоят в небольших тенистых сквериках, рядом с лавочками. Просто и заботливо — можно и попить, и посидеть в тенёчке остыть.
Эти фонтанчики, как правило, порционные. После нажатия на рычажок или кнопку вода идет какое-то время, а потом автоматически прекращает течь. Дроздам приходится ждать помощи людей — после нажатия на кнопку вода набирается в маленькое корытце в нижней части колонки. Там птицы и пьют, и принимают прохладные ванны.
А вот эта леди на самом деле в свое время нас просто спасла. У нас закончилась вода в бутылках, фонтанчиков давно не встречалось, и мы в полной мере ощутили на себе все прелести участи потерявшихся в пустыне.
Великолепная цветная крыша, которую вы видите на заднем плане, привела нас в этот сквер, где мы чудесным образом и обнаружили, что леди стоит на фонтанчике с питьевой водой.
Шикарная крыша накрывает собой Государственный архив (1912−1923) и является одной из замечательных «фарфоровых» будапештских крыш, представляющих собой настоящие произведения искусства и выполненных из керамических плиточек — продукции фабрики Жолнаи.
Фабрика находится в городе Печ с 1868 года и носит имя своего хозяина, который всю свою жизнь посвятил гончарному делу, экспериментам с керамикой и стеклом, изысканиям и поискам новых технологий и сфер применения керамики. На совершенно иной уровень эту мануфактуру в своё время вывела найденная ими новая технология глазурования при высоких температурах, благодаря которой и цветовая палитра их изделий расширилась, и сами изделия приобрели яркий металлический блеск. И теперь сияют яркие, роскошные крыши на солнце, радуя и восхищая каждого, кто их видит.
Вот и узорчатая крыша Церкви Святого Матьяша, словно яркий леденец, сияет на солнце, подчеркивая и без того необычный облик здания.
Я большая любительница внимательно всматриваться в тонкую каменную резьбу, в детали оформления внешних стен, и, конечно, не могла остаться равнодушной здесь. Великолепна внешняя отделка — каменный ажур и множество барельефов и статуй украшают стены со всех сторон.
Судьба этой роскошной белоснежной церкви, выполненной в столь необычном для Буды готическом стиле, совершенно невероятна. Изначально это была построенная в 1015 году и освященная в честь Девы Марии церковь, которая во время монгольского нашествия 1242 года была разрушена.
Новая церковь (снова Девы Марии) строилась вплоть до 1270 года, чтобы позже неоднократно перестраиваться и меняться. Особенно обширной переделке она подверглась в период правления короля Матьяша Хуньяди (Корвина), который даже дважды здесь венчался. Как гласит легенда, во время первого венчания в церковь влетел ворон (кстати, Corvin в переводе с латыни означает «ворон») и украл кольцо невесты, что было чрезвычайно дурной приметой. И хоть ворон и был пойман практически тут же, первая супруга короля вскоре скоропостижно скончалась. После этого события ворон с кольцом поселился на фамильном гербе короля Матьяша, он же венчает одну из башенок церкви. А сама церковь со времени правления короля и становится известной как Церковь Святого Матьяша.
Чудовищна дальнейшая история церкви. В 1541 году турки оккупировали Буду, а церковь превратили в мечеть — алтарь, украшения разрушили и выбросили, стены с бесценными фресками полностью выбелили. 145 лет многострадальное здание оставалось главной мечетью Буды, пока в 1686 году город не был отбит у турок. По преданию, одна из стен церкви обрушилась, явив статую Борогородицы изумлённым и испуганным туркам как знак их поражения. Церковь после победы над турками была отдана сначала францисканцам, потом иезуитам, а потом её пытались перестроить в барочном стиле, пока наконец в период между 1874 и 1896 годами её не восстановили в виде, максимально приближенном к готическому облику XIII века.
После реконструкции в этой церкви проходили коронации последних венгерских монархов (династии Габсбургов), в том числе Франца-Иосифа I и его супруги Елизаветы (Эльжбеты, она же Сисси), мраморный бюст которой установлен на галерее внутри церкви. А в 1916 году — Карла IV и Зиты Бурбон-Пармская — последних из династии Габсбургов.
В предыдущие наши приезды в Будапешт мы внутрь не попадали — то там велась какая-то масштабная реконструкция, то буквально перед нами туда устремлялись сразу две шумные многолюдные группы туристов. В этом же году мы с удовольствием купили билеты (кстати, карточку у нас в кассе не приняли, — хорошо, что с прошлого года остались бережно сохранённые форинты, которых как раз хватило) и отправились на экскурсию.
При готической внешности церкви внутреннее убранство выглядит несколько неожиданным — стены, колонны, своды богато украшены росписями — буквально каждый сантиметр расписан. Даже нервюры перевиты золотыми и цветными лентами и украшены орнаментальными волнами.
Кстати, к настенной росписи в свое время приложил руку и Карой Лотц — автор великолепной мозаики на площади Адма Кларка, о которой я рассказала выше.
Великолепные витражи, необычный алтарь — статуя Пресвятой Девы будто парит над распятием на фоне ярких разноцветных витражей.
Реставраторы кропотливо, по мазку восстанавливают роспись, освежают её, не обращая внимания на топающих и галдящих вокруг туристов.
Мы поднялись на галерею, в музей, где выставлены и копии, и оригиналы восстановленных и отреставрированных реликвий.
Музеем и завершилась наша экскурсия, а мы, выйдя, направились к замечательной видовой точке — Рыбацкому бастиону.
Собственно бастионом, укреплением он никогда и не был. Это площадь с несколькими башенками, окруженная красивой ажурной аркой. Задуман и построен он был в своё время как живописный фон для Церкви Святого Матьяша. А вот Рыбацким он назван не безосновательно. Дело в том, что некогда на этом месте была площадь за крепостной стеной, где рыбаки торговали уловом. Именно они и защищали этот участок крепостной стены, так что это сооружение своего рода памятник в честь храбрых членов рыбацкой гильдии.
Это излюбленное туристическое и замечательное прогулочное место, хотя бы потому, что отсюда, сверху открываются шикарные виды на Дунай и на Будапешт.
Кроме того, здесь регулярно проходят различные мероприятия, церемонии бракосочетания. Приготовления к одной из них мы и застали. Я не удержалась и сделала пару кадров через стекло.
Вот на такой трогательной ноте мы и завершили нашу нынешнюю прогулку по Будапешту, нам осталось только мелкими перебежками между тенистыми сквериками, да по теневой стороне улиц добраться к гостинице, где мы оседлали МосЯ, врубили кондиционер и с наслаждением подставляя разгоряченные лица под прохладные струи воздуха, выдохнули дружное «Ну и жарраааа…».
Впереди нас ждали снова прекрасные дороги Венгрии, плавно перетекающие в не менее прекрасные дороги Австрии, за проезд по которым тоже надо заплатить — мы подсуетились заранее и на заправке купили и приклеили на лобовое стекло соответствующий шильдик.
По дороге мы встретили наш старый знакомый красный стульчик, о котором мы теперь уже знаем, что он такое и почему тут стоит. А кто не знает, но хотел бы — милости просим ознакомиться.
Уже вечерело, когда мы добрались до нашей гостиницы. Встретила нас очень приветливая, радушная и энергичная хозяйка, представившаяся Бетиной, которая искренне поохала и поахала над продолжительностью приведшего нас к ней пути, извинилась за спартанские условия парковки — мне пришлось буквально чудеса пилотирования демонстрировать, протискиваясь между вкривь и вкось стоящими многочисленными машинами. А потом снова извинилась за возможные нестыковки и неудобства, ибо. за неделю (!) до этого к дому она причаливала на лодке, а внутри передвигалась в забродах, потому как наводнение, знаете ли. И ручками так, извиняясь, развела. Мы ошалело смотрели на стены, пол, на ухоженный чистенький домик и уже начали сомневаться в своём английском, когда увидели своеобразный мемориальный документ на стене. На лист типа ватмана Бетина наклеила фотографии своего дома, себя на лодочке перед дверью, снабдила датами и комментариями — и вот тут уже пришла пора нам охать и ахать, выражая восхищение её мужеством и энергией.
А вы бы поверили? Наша комната, конечно, была на втором этаже, но первый этаж, поверьте, выглядел абсолютно так же.
А милые трогательные мелочи, такие как вот эта конфетка на взбитой, рогатой подушке, создают неуловимое ощущение тепла, душевности, уюта. Нас здесь ждали, нам рады. Это так приятно!
Сделав пару комплиментов действительно уютному дому и его хозяйке, мы получили ключ, инструкции насчет двери и замка, заверения, что завтра с утра она вся будет наша навеки, и сообщение о том, что (оп-па!) мы очень вовремя приехали — именно на этот день перенесли празднование дня летнего солнцестояния, которое будет сопровождаться разжиганием огня на воде и всяческими песнями и плясками. А она — Бетина — нас наконец дождалась и теперь может с чистой совестью ехать домой. Вот тут мы почувствовали себя несколько неловко — так задержали человека. Надо было, конечно, сообщить заранее, что мы приедем довольно поздно. На будущее учтём.
Мы вышли на общий балкончик на этаже… Бо-о-оже, как красиво! А ведь я выбрала это место, просто ткнув в карту почти наугад. Рассуждала я примерно так: километраж подходящий, озеро есть — наверняка красиво будет! И как же эта тактика себя оправдала! Чудесное везение!
А вот вам и портрет нашей Бетины — на крыльце вот такое приглашение висело.
Пока праздник еще не планировал начинаться — по данным, полученным от Бетины, — мы решили воспользоваться её же рекомендацией и пойти поужинать. На улице разливалась блаженная прохлада, мы потихоньку догуляли до центра городка, пройдя мимо вот такого развесёлого плаката, на котором я себя не нашла и поняла, что пора что-то срочно в жизни менять.
Ресторан был рыбный, но рыбы нам почему-то вообще не хотелось. Посетителей было не очень много, прохлада и тишина располагали к созерцательности.
Пиво нам налили немецкое, пшеничное, нефильтрованное, очень приятное.
Когда принесли порцию шницеля сыночку нашему, мы даже растерялись. Такого лаптя мы никак не ожидали! Как сообщил умявший всё это без видимых усилий сынулька, было очень вкусно!
Мясо под зелёным перцем оказалось тоже далеко не крохотным кусочком, и было совершенно великолепным!
Так что когда со стороны озера послышались звуки музыки, мы сытыми довольными колобочками покатились в сторону всеобщего веселья.
А веселье было уже в полном разгаре. На берегу озера были расставлены столы и лавки, на которых восседали, потягивая напитки, граждане. Перед небольшой сценой, на которой выступали двое очень неплохо поющих и аккомпанирующих себе ребят, вовсю разворачивалась пляска. А парочки и роматники-одиночки мечтательно и тихо, обнявшись, сидели вокруг на всех причалах, в задумчивости глядя на разгорающийся постепенно костер, сложенный на небольшой плавучей платформе.
Выступающий на сцене дуэт, кстати, мне очень понравился. Мы сфотографировали их фургон с техникой и их логотипом, что дало мне возможность узнать о них побольше. Это дуэт DUO SOUNDMIX — у ребят есть сайт, на котором они о себе рассказывают. Зовут их Джон и Саймон, выступают они на подобных мероприятиях, возят с собой технику, светомузыку и заряд отличного настроения. Мне очень понравилось — уровень выступления был однозначно существенно выше «клубной самодеятельности».
Наконец нехотя тлеющая на поплавках конструкция превратилась в ярко и сочно горящий костёр, озаряя своим светом собравшуюся веселящуюся публику и выстреливая залпы искр в звёздное небо.
В какой-то момент костёр обзавелся зловещими рогами.
И наконец стал затухать, рассыпая шипящие и дымящиеся головешки по водной глади.
Вечер закончился, праздник пошёл на убыль, и мы, в числе прочих, покинули набережную и побрели к гостинице. Уставшие, но бесконечно довольные минувшим днём, мы едва доплелись до наших кроватей и попадали в блаженном изнеможении спать, чтобы завтра начать новый, полный событий и открытий день.