В воскресенье три недели назад я утром прогуливалась по парку, снимала осенний новый год, любовалась золотой ёлочкой, падающими листьями, и из этого получился забавный пост.
Но целью моей была не сама прогулка. Конечным её пунктом был салон декора и дизайна, где, как я узнала из перепоста друга в ФБ, пройдёт интересное мероприятие — Третий Южный Антикварный Салон.
Мало того, что я даже не догадывалась о том, что были первые два, так я и представление имела смутное о том, что там будет в этом году. Но звучало очень заманчиво!
Тут я, видимо, должна признаться в одной своей слабости. Я люблю старые вещи, основательно побывавшие в употреблении. Они мне целые истории рассказывают. Я ещё поэтому могу часами оттаптывать ноги по музеям с подлинными вещами, — воображение рисует бытовые сценки из жизни их бывших хозяев, прорисовывает истории их появления, жизни. И вписывает в известные мне события той исторической эпохи, к которой принадлежат. Такое погружение в иное время, в иную реальность получается. И ещё немаловажно, что, как правило, через время проходят только особенные вещи. Красивые, с любовью сделанные, с любовью используемые, с любовью хранимые. Рассматривать их, брать в руки и приятно, и волнительно.
И, конечно, упустить возможность посмотреть на них, увидеть тех, кто сделал их поиск, коллекционирование, оценку, реставрацию смыслом своей жизни, было очень заманчиво. Так что я связалась с организаторами, договорилась о съёмке и поехала. Очень было приятно, что камера в моих руках никого не смутила. И даже более того, мне всячески помогали, отбирая для съёмки, показывая и рассказывая о самых-самых интересных и необычных вещах. Хотя, признаться, выбрать было трудно.
Вот в этом помещении проходил Салон. Небольшой павильон в залитом осенним золотом сквере.
Вообще, целью этого мероприятия было свести вместе антикваров, коллекционеров, экспертов, дизайнеров, любителей старины, любящих и интересующихся историей людей. Кроме того, все выставленные вещи можно было купить, а принесённые с собой свои какие-то реликвии — оценить здесь же.
Очень понравилась задумка организаторов — делать фотосессии в ретростиле «в интерьере» и оформлять в стилистике вековой давности. При мне никто не снимался, увы, но в материалах с прошлого Салона я наткнулась на пару совершенно прекрасных примеров (оригинал — здесь).
Первой меня встретила Лавка экзотики и редкостей и её приветливый хозяин Игорь Анатольевич. Вещи в его лавке разные, но большинство из них это восток, Азия. Меня приворожили чеканные сосуды. Какая-то неописуемая красота!
На полу великолепные статуэтки, и я при моей любви к керамике не поползать по полу на коленках перед ними просто не смогла. Простите за блики. К моему ужасу, в салоне выключили свет буквально на первых же минутах съёмки. Пришлось выкручиваться со вспышками, и при тамошней тесноте не всегда получалось успешно решить вопрос с рассеиванием-отражением.
Моё особое внимание привлекли вот эти птицы. Это пара ритуальных сосудов, как объяснил мне Игорь, — мальчик и девочка. Один для напитков, а другой для благовоний.
Миниатюрные крышечки на увитых плотной сеткой орнамента головках откидываются на крохотных петельках и снабжены рожком-выступом для удобства открывания. Обожаю такие тонкие и проработанные детально вещи.
На крыльях вязь. Как объяснил Игорь, это суры Корана. Очень красиво!
От птиц я оторвалась с большим трудом и обратила внимание вот на этот котелок. Если мне не изменяет мой склероз, армянский. Смотрите, он украшен христианскими символами — рыбы и кресты. Хотите честно? Вот на него я запала больше всего. Так и кажется, что бока его ещё помнят, как тёрли его песком, золой, полоскали чистой водой. Ээээх. Правда, красавец?! Я его щупала. Он восхитительно шершавый, живой.
Тот, кто купит этот котелок себе, получит ещё и исчерпывающий рассказ о его истории. Игорь много путешествует и привозит многие вещи с собой. И рассказывать о них может долго, подробно, с любовью, с массой деталей.
А рассказать было о чём! Там и печать, вырезанная из цельного куска нефрита, и статуэтка богини плодородия, и масса других мелких и не очень, но невероятно интересных вещиц. Мне стоило немалых усилий оторваться от интересного рассказа и чудесной коллекции, чтобы пойти знакомиться с участниками салона дальше.
По соседству с Лавкой древностей стояли вот эти фонографы и Полифоны. К сожалению, я не смогла пообщаться с их владельцем, но зато успела вдоволь между ними наползаться с камерой.
Я не очень много знаю об истории музыкальных машин, но о том, что компания Эдисона «The Edison Phonograph Company» изготавливала и продавала восковые цилиндры для фонографических машин, я знаю. Очень неожиданно и волнующе было увидеть их своими глазами! Стандартный такой цилиндр изготавливался из специального воска, в котором прорезались тонкие канавки, и мог нести на себе двухминутную запись. Как думалось Эдисону, такие машины и цилиндры могли использоваться для изучения иностранных языков, для сохранения семейных историй, рассказанных голосами самих членов семьи, а также в качестве говорящих книг для слепых, музыкальных шкатулок, говорящих часов, хранилища музыкальных записей.
В отличие от музыкальных дисков, они не дребезжали в начале и в конце воспроизведения, но были ровно в два раза менее ёмкими — диск мог нести в себе четырехминутную запись. Две минуты… Четыре минуты… Расскажите это моему сыну, у которого в плеере несколько часов музыки! Какая долгая история ждала впереди все эти технологии, удивительно сейчас даже думать, правда?
А ведь началось всё с детского стишка «У Мэри был ягненок» («Mary had a little lamb»), который Эдисон сам начитал и записал на один из первых своих фонографов аж в 1877 году.
Обратите внимание на следующий фонограф, который произведён весьма знаменитой фирмой братьев Патэ. Их эмблема — петушок — украшает всю их продукцию. Фирму организовали два брата, владельца успешного парижского бистро. Сначала они были дистрибьюторами фонографов Эдисона и Коламбия, но весьма скоро организовали своё производство под своей маркой. Производили они и фонографы, и цилиндры для аудиозаписей различных конфигураций. Очень быстро к ним пришёл такой успех, что к 1896 году звукозаписывающие студии братьев Пате были не только в Париже, но и в Милане, Лондоне и даже у нас в Санкт-Петербурге.
Ничего не напоминает? Правильно! Наш ПАТЕ-ФОН именно поэтому патефоном называется 🙂 Так назывались первые граммофоны с сапфировой иглой производства именно этих самых братьев Патэ. Вот вам ещё один пример в стопочку с ксероксом, рентгеном (и отцом его Рёнтгеном), маузером и пр.
UPD: Как прекрасно! Смотрите, какое дополнение в комментариях записи в ЖЖ есть от Тони angevine-russe: «Кстати, имя братьев Патэ Pathé современными французами не забыто — самая крупная сеть кинотеатров Gaumont носит их имя.»
Вот за что я люблю ЖЖ, так вот за эту фантастическую возможность протянуть ниточки-связи между людьми и временами, благодаря моим чудесным френдам! Тонечка, спасибо!
А вот это музыкальная шкатулка Polyphon. Фирма немецкая, основана в Лейпциге (Германия) в начале ХХ века. Диск у этой шкатулки 40 см в диаметре, а механизм многоязычковый — их здесь 77. Жаль, было невозможно услышать его звучания — говорят, именно благодаря большому количеству язычков звучит шкатулка полно и богато.
Но время бежит немилосердно! Нельзя застревать так надолго на одном месте, а то всё пропустим. Пойдёмте-ка скорее дальше. Мимо коллекции ещё одной антикварной галереи в уголок, где я заприметила совершенно уникальную вещь!
Смотрите, ничего не напоминает? Это же швейные машинки! Точнее, их запчасти. У бабушки моей была такая швейная машинка, так что и прохладная шершавая матовая поверхность, и украшенные витиеватыми узорами декоративные накладочки, и даже колёсико — я безошибочно узнала вот в этом автомобиле и в следующем паровозике тела бывших швейных машин. Стоит недешево, конечно, как и всякая уникальная вещь, выполненная вручную с любовью и тщанием.
Следующими на моём пути оказались великолепные вещи из коллекции реставратора и коллекционера Владимира Сетунова. Такого количества инструментов мне до сих пор видеть не доводилось. Складной метр, рейсмус, уровни и даже рулетка в кожаном футляре и с рычажком для сматывания!
А какая у них великолепная коллекция часов! Настенные, каминные, с боем. А вот эти тёмного дерева в центре кадра — с музыкальным боем. Они не бьют, они проигрывают очень изящную и нежную мелодию.
И глаза просто разбегаются между небольшими винодельными прессами, глянцево поблёскивающими статуэтками, тонкими чертами лиц на старинных фотографиях в причудливых деревянных рамках…
И отдельное хотелось бы сказать спасибо большое Владимиру и его спутнице за тёплый приём, и за то, что показали мне их коллекцию ламп! Они фантастические! С тонкой росписью, с разноцветными витражными ёмкостями для масла, с потрясающей чеканкой и украшениями, — и всевозможных размеров. Некоторые крохи по высоте не больше десяти сантиметров, а гореть могут непрерывно небольшим фитильком несколько часов.
Вот эти малышки по высоте совсем невелички, а посмотрите, как хороши! И верхний край опален… Почему? Что заставило хозяина выкрутить фитилёк так сильно? Или масло было неподходящее? Целая жизнь и сундук с секретами в такой маленькой изящной вещице!
Даже жалко было покидать этот гостеприимный уголок салона, но впереди меня ждала встреча с реставратором мебели. Александр забросал меня информацией о себе, о мастерской, о представленных на салоне стульях и предметах из дерева. В интерьере на фоне висящих сзади картин, которые тоже были экспонатами и которые можно было купить, мебель, и правда, смотрелась отлично!
А дальше я попала! Я никогда не думала, что интерьерные изделия из бронзы могут так мне понравиться. Но то, что было выставлено на столах салона-мастерской художественного литья «Братья Костевы», задержало меня так надолго, что я даже не успела снять своих любимых кукол!
Но о куклах и конфузах чуть позже, а пока вот посмотрите, какие чудесные вещицы. И особенно три музыканта. Они оказались настолько благодарными моделями, и такими при этом трудными для съёмки в тех условиях, что я буквально приросла с ними к месту. Именно эти три музыканта стали заглавным кадром этого поста, — в них совершенно восхитительны все детали от бантов на туфлях до печальных глаз! Они, поистине, стали для меня звёздами этой чудесной коллекции.
Я даже позволила себе несколько кадров основательно обработать, чтобы попытаться передать вам те ощущения, которые эти вещи вызывают.
И вот когда я уже наконец подошла к оставленному на сладкое уголку с игрушками, куклами, медвежатами и фарфором, я испытала глубочайшее разочарование и огорчение. Оказывается, пока я плясала перед своими музыкантами, кукол стали потихоньку паковать в чемоданы. Огорчению моему не было предела!
Нет, я, конечно, договорилась с хозяйкой всего этого богатства, что мы непременно встретимся снова, и я смогу поснимать её коллекцию. А пока мне пришлось утешиться буквально на пару секунд вымоленными вещицами. И они такие потрясающие, что я даже сейчас на них смотрю и ловлю себя на том, что губы непроизвольно расплываются в улыбке.
Ну вообще же из другого времени вещь! Я не удержалась и попыталась представить, как могла бы выглядеть старинная открытка с изображением этих игрушек. Вот что получилось.
Не хватает только вензелей, фиалочек по краю и трогательной надписи, выполненной пером, правда? Надо будет заняться на досуге, сбацать открытку. Хорошенькая уж очень! Прям просится.
А игрушки и кукольная посудка и мебель просто дивные. Я в детстве убила б что угодно отдала б за такую, наверное.
И великолепная Хозяйка Медной горы (Дулёво). Очень люблю фарфор. Особенно, серии работ наших мастеров по мотивам сказок. Это что-то из детства, наверное. Глаз оторвать не могу от плавных линий струящегся сарафана, от бликов на золочёных деталях костюма. Если помните, в Кусково я осталась под большим впечатлением от выставленной там коллекции, и как следствие, постаралась узнать побольше о советском фарфоре. Так что вещицы эти теперь выхватываю глазом безошибочно. И эту Хозяйку Медной горы тоже узнала.
Ну, и чтоб утешить, судьба подкинула мне ещё возможность увидеть часть коллекции, которую показывал Дмитрий Киричук, — он же радушный хозяин этого всего Салона.
Он показывал книги, открытки и фотографии.
Немного неловко подсматривать в чужую жизнь. Но так трогательны и так богаты на детали эти старые фотографии, правда? Чья-то память, чья-то семья, чья-то история. Интересно, как у них там сложилось всё?
Время пролетело так быстро, что взглянув на часы, я просто не поверила глазам! Был уже вечер, пора было уже сворачивать съёмку, а глаза всё блуждали по корешкам книг, по висящим на стенах старинным открыткам с видами Ростова… И вдруг мне на глаза попался привет из моего собственного прошлого.
Левая из этих двух книг это второе издание книги «Путешествия по старому Ростову». А в выходных данных первого мной было набрано и чёрным по белому напечатано «Оригинал-макет, верстка и допечатная обработка Гладченко Т. А.» Макет, кстати, у второго издания остался прежним, поменялись только количество цветных иллюстраций и добавилась одна глава. А так — это моё дитя. Выпестованное, выбеганное вместе с автором Валерием Лобжанидзе и коллекционером Геннадием Лаптевым, чья коллекция дала львиную долю иллюстративного материала книги.
И столько воспоминаний вдруг родилось, столько чувств нахлынуло, что я ещё долго не могла вернуться в настоящее с его золотыми листьями, ушедшими родителями, с его напряженным графиком, с моим родившимся и выросшим с тех пор сыном, умершим котом, любимой работой и всем тем, что наполняет сегодня мои дни.
Говорят, никуда нельзя вернуться — либо вернёшься не ты, либо не туда. Но память наша даёт нам эту счастливую возможность. Стоит только коснуться тех самых игрушек, фотографий, вещиц, страниц…
За представленную информацию и тёплый приём благодарю Дмитрия. На его странице в ФБ вы можете найти ещё массу интересных материалов.
UPD2: Этот материал я посвящаю своему свёкру, папе моего мужа Гладченко Владимиру Дмитриевичу, светлая ему память. Он был увлечён историей, точнее, одержим. Он создал и стал директором музея истории города Аксай, в который сейчас тянутся экскурсии со всей области и со всей страны. Он своими руками перетаскал, перемыл, пересобрал, перереставрировал столько всякий удивительных вещей типа плетёных сундуков, старых часов, шашек, письменных приборов, книг, открыток, фотографий, что дом его был больше похож на реставрационную мастерскую при музее.
Трогательный и прочувствованный анонимный комментарий в ЖЖ оставила его жена, наша с мужем мама. Наш стойкий оловянный солдатик, наша умница, наша тихая гавань, наша поддержка и бездонный источник огромной любви, заботы и душевного тепла.