Отпуск 2016. Путевые заметки. Часть 3. Эйфорическая.

Перевал Фурка (Furkapass), Швейцария © Татьяна Гладченко, 2016

Эти два дня, что я не писала, вместили в себя столько всего, что я с трудом отобрала картинки для показать вам сейчас. Не стала жалеть времени на выбор, благо сейчас решили выделить несколько часов на лень и медлительность. И всё равно не получилось отобрать какое-то вменяемое количество.

Как пишут на дешёвеньких афишах — Спешите видеть! Страх и ужас! Блаженство и счастие! Уберите детей и беременных от экранов! Леденя-а-асчие душу подробности!

Итак, мы с вами расстались в Лихтенштейне. Дальше мы запланировали ехать в Швейцарию. Точек у меня там наставлено мно-о-о-ого. Одна из них давно будоражила моё воображение. Единожды увидев и прочитав о сооружении, которому больше 100 лет, я загорелась идеей непременно увидеть его собственными глазами.

Так что мы приехали в городок Кур (Chur), где и заночевали. Утром планов было много, но все они натолкнулись на коварство погоды. Выглянув из окна, я увидела там дождь и облако. Они оба заглядывали в глаза и щедро сыпали в вытянутую ладошку жемчуга и бриллианты капелек.

Утро 8 июня 2016 года, Кур (Chur), Швейцария © Татьяна Гладченко, 2016

Дождавшись, пока дождь немного стихнет, поехали к давно намеченной точке — Виадук Ландвассер (Landwasserviadukt). Это совершенно невероятное строение, его строили без лесов по хитрой технологии, о которой подробнее я расскажу позже. Потрясающая высота — 65 метров, длина — 136 метров. Расположен между скал над одноименной рекой, вливается в тоннель, после которого лежащие на нём железнодорожные пути переходят на виадук Шмиттентобель (Schmittentobel-Viadukt), который по высоте уступает Ландвассеру вдвое, хотя по длине и по возрасту они одинаковые.

Изучив все подходы, мы выбрали две точки, с которых будем снимать. В качестве первой выбрали ту, с которой виадуки видны оба. Путь туда оказался совсем простым и недолгим. Однако, сильно портил всё дождь, который то моросил нудно, то припускал посильнее, заливая рюкзаки и камеры, и затекая за шиворот. Последнее, впрочем, было даже приятно. Тропинка в лесу была просто райской! Вокруг цветут ландыши, какие-то ещё неведомые мне растения. Под ногами мягко пружинит хвоя, запах кружит голову, воздух хрустально чист, прозрачен и наполнен пением птиц.

По пути на виадук Ландвассер (Landwasserviadukt) © Татьяна Гладченко, 2016

Поднявшись на первую точку, кинулись снимать. Было пасмурно, всё затянуто мутной серой пеленой. Поезд, расписание которого мы узнали предварительно, проходит там примерно раз в час. Мы уже приготовились ждать подольше, но оказалось, что есть ещё поезда, которые проходят там же. Так что мы поснимали, повздыхали, что не досталось нам красивого солнечного света и синего неба, и пошли ко второй точке.

И тут вышло солнце.

Конечно, я ринулась обратно! Оскальзываясь на мокрых корнях и норовя перецепиться через камни, я всё-таки добежала и успела сделать буквально несколько кадров до того, как солнце опять спряталось за плотный многоярусный слой туч.

Виадуки Шмиттентобель и Ландвассер (Schmittentobel-Viadukt, Landwasserviadukt) © Татьяна Гладченко, 2016

Виадук Шмиттентобель (Schmittentobel-Viadukt) © Татьяна Гладченко, 2016

Вторая точка находится над тем местом, где виадук Ландвассер входит в тоннель. Теперь-то я знаю, что к нему можно подойти с другой стороны. А вот позавчера я этого ещё не знала. Так что мы пошли по указателям. Дай Бог здоровья их авторам. Много здоровья! Так же много, как грязи на той тропинке. Мало того, что она проходит вдоль электрического забора, так она ещё и идёт по склону вниз, так что если уж начал скользить по жирной, жадной грязи, то лучше сесть на попу и играть в бобслей и даже не пытаться по запарке ухватиться за ограждение и удержаться на ногах.

Сразу скажу, всё прошло почти удачно. Может, именно потому, что на середние пути мы развернулись и пошлёпали обратно. Дело в том, что машину мы оставили на платной парковке, где оплатили слишком мало времени. И оно уже подходило к концу. Вот я прям жалею, что не сфотографировала свой бедный кроссовок, который засосала жадная тропинка! В тот момент у меня все мысли были только о том, что на одной ноге мне не продержаться долго, а за изгородь хвататься — ни-ни! Так что я отвоевала у грязи обувь, всунула грязную ногу в грязный и враз потяжелевший кроссовок и потопала дальше по склону теперь уже вверх.

И только на обратной дороге мы нашли съезд с дороги, где можно было оставить машину бесплатно и подняться на точку съёмку по довольно укатанной грунтовой дороге. Так что есть теперь повод вернуться в хорошую погоду, я считаю! 😉

Дальше у нас был намечен маршрут по перевалам. Мы собрали шикарный маршрут, проехав по которому, мы смогли бы подняться на перевал Сен-Готард по одной дороге, спуститься по другой, проехать по знаменитой Тремола (старинная итальянская трясская дорога, мощёная гранитом — отсюда и название, — по-итальянски tremolo — дрожащий), потом поехать на перевал Фурка, оттуда на перевал Гримзель, и уже оттуда через ещё пару точек к концу маршрута.

Так что мы подъехали к нашей гостинице в маленьком городке Бедретто, по дороге проехав потрясающей красоты места!

Долина Мезольчина (Val Mesolcina) © Татьяна Гладченко, 2016

И рано утром мы тронулись на штурм перевалов. Погода портилась на глазах! С гор наползли тучи, которые опустились низко-низко и залегли плотными мокрыми перинами на дорогах. Тучи гнались за нами, а мы улепётывали вперёд, надеясь успеть к перевалам раньше них.

Айроло, Швейцария © Татьяна Гладченко, 2016

Температура стремительно падала — с +6 где-то в середине пути до +2 на первом из перевалов — Сен-Готарде. Вдобавок, мы свернули на развилке не туда, куда надо было, и нарушили весь свой стройный маршрут необратимо.

Как теперь я думаю, всё получилось даже удачно. Во-первых, погода нам всё равно не дала бы пройти намеченные перевалы. Их попросту перекрыли. Низкая облачность, влажность и низкая температура — не самые лучшие условия для штурма перевалов по узким крутым дорогам.

Кантон Ури, Швейцария © Татьяна Гладченко, 2016

Вид на Айроло с новой дороги через Сен-Готард (Gotthardpass) © Татьяна Гладченко, 2016

Старая дорога (Tremola) через Сен-Готард (Gotthardpass) © Татьяна Гладченко, 2016

До Сен-Готарда мы добрались успешно, хотя и порядком вымокнув, намёрзшись и набоявшись. У меня руки на руле местами просто сводило от напряжения!

Перевал Сен-Готард (Gotthardpass) © Татьяна Гладченко, 2016

На самом перевале ко всему прочему добавился дикий ветер, который сделал мокрый воздух совсем уж ледяным, а замёрзшее, покрытое льдом озеро у подножия наводило ужас и сковывало даже мысли. Как тут переходил через перевал Суворов, я даже думать боюсь! А однако, они это сделали, причём осенью. И там установлен памятник Суворову и его проводнику, который сняли мои мальчики, ибо у меня так замёрзли руки, что я даже камеру не могла удержать. Спасибо сыну, у меня есть отличный кадр с этим памятником.

Памятник Суворову на перевале Сен-Готард (Gotthardpass) © Татьяна Гладченко, 2016

Дальше мы двинули к перевалу Фурка (Furkapass) мимо Чёртова мостика, на котором шли ожесточённые бои некогда, но который мы даже не увидели — видимость из-за облачности составляла не больше метров трёх-пяти. Зато мы увидели место, где снимали «Голдфингер» Боднианы, о чём и установлена табличка.

Перевал Фурка (Furkapass) © Татьяна Гладченко, 2016

Но перевал Фурка компенсировал нам все тяготы пути и напоил душу чистым восторгом. Дело в том, что там спускается язык Ронского ледника, в котором прорублен тоннель. И нам так повезло, что они как раз буквально первый день, как стали пускать туда посетителей. Правда, к нему пришлось пробираться по снегу, что в июне несколько экзотично. 😉

Ронский ледник на перевале Фурка (Rhonegletscher) © Татьяна Гладченко, 2016

Лёд сумашедшего синего цвета! Это видно даже сверху.

Ронский ледник (Rhonegletscher) © Татьяна Гладченко, 2016

Чтоб понять размеры и масштабы, гляньте, там в правой части кадра два цветных штришочка — это альпинисты там тренировались.

А уж что открылось нашем взору внутри, просто нет слов! Первый кадр я сделала со вспышкой, но это было неправильное решение.

Пещера в Ронском леднике (Rhonegletscher) © Татьяна Гладченко, 2016

Без вспышки вся синева льда буквально залила всё вокруг! При нас рабочие ещё скоблили стены, подготавливая тоннель к сезону, а мы стояли и стояли, всматриваясь в синюю мглу.

Ко всем прочим удовольствиям, к тому моменту, когда мы вышли из тоннеля, выглянуло солнце. И всё вокруг преобразилось внезапно! Какое потрясающее чувство свободы, простора, звенящей тишины, прерываемой лишь рокотом редких мимо проезжающих машин!

Перевал Фурка (Furkapass) © Татьяна Гладченко, 2016

Мы расслабились было, немного согрелись. И тут за поворотом нас встретила старая знакомая. Низкая облачность. Она, словно выкипающее молоко, переливалась через вершину и растекалась по склону, заливая дорогу белым непрозрачным туманом.

А дальше начался совсем хардкор! Перевалы начали закрывать. Что, в принципе, правильно — местами на Тремола под колёсами лежал даже снег, так что было весело ехать там на летней резине.

Как уж мы вырвались, даже помню смутно. Но перевалы Сен-Готард и Фурка теперь могу пройти в любом направлении в любую погоду. Ибо проехала их вдоль и поперёк, пытаясь проехать, наконец, вниз, к ждущему нас отельчику в городке Дерлиген (Därligen).

В конце концов, это нам удалось, так что наши приключения на этом, как мы думали, завершились. Тем более, что виды по дороге наводили на мысль об удивительной нашей судьбе, которая подкинула нам самую непогодную непогоду именно в такой неподходящий момент.

По дороге в Дерлиген (Därligen) © Татьяна Гладченко, 2016

Правда, мы не успели заехать к намеченному Райхенбахскому водопаду, но его мы перенесли просто на утро. Тем более, что утро было вот такое.

Дерлиген (Därligen) © Татьяна Гладченко, 2016

Собрав волю в кулак, мы не пошли на пляжик купаться, нет-нет 😉 Мы сели в машину и поехали в Райхенбахскому водопаду. Там мы прокатились на старинном фуникулёрчике наверх, откуда, основательно намокнув, поднялись по тропке вокруг водопада, местами зависая надолго из-за того, что (цитирую сына) «Мама опять снимает каких-то букашек!»

Райхенбахский водопад (Reichenbachfälle) © Татьяна Гладченко, 2016

Вид с Райхенбахского водопада (Reichenbachfälle) © Татьяна Гладченко, 2016

Улитка у Райхенбахского водопада (Reichenbachfälle) © Татьяна Гладченко, 2016

А дальше опять пошёл срыв планов. Мы так надолго зависли на водопаде, что не успели не только в два намеченных на этот день замка. Мы даже в один добрались только к закрытию! Правда, тут нам ещё основательно подпортило ситуацию перекрытие быстрой трассы из-за ремонта. Так что нас отправили по совершенно козьим тропам в объезд. Поджилки опять тряслись, колёса местами катились по самой кромке дороги метрах в 800 над землёй. Но виды были шикарные, конечно. Правда, мне было не до них абсолютно!

А вот замок, к оторому мы всё-таки добрались, хоть и поздно, стал просто вишенкой на торте! Шато д’Эгль (Château d’Aigle) центр виноделия, и мы туда однозначно ещё вернёмся! А пока нам достались шикарные виды замка в окружении гор и виноградников и трогательные улочки с яркими зелёными трамваями и старой брусчаткой.

Шато д'Эгль (Château d'Aigle) © Татьяна Гладченко, 2016

Эгль (Aigle), Швейцария © Татьяна Гладченко, 2016

Даже не верится, что всё это уместилось в два дня!