Примечание автора. Этот текст был написан три года назад. Но грянул ковид, парад отменили во всей стране, и я решила, что подожду следующего. Но и следующий был снова отменён, и снова по той же причине. И вот наконец сегодня мир снова окрасится в зелёный, улицы всех городов Ирландии и не только снова наполнятся людьми, музыкой, смехом. Но теперь уже у меня нет сил ни моральных, ни физических в нём участвовать. Как говорится, доживём до мира, тогда и праздновать будем. Но материал я опубликовать хочу.
Святой Патрик это святой покровитель Ирландии. Который не был ирландцем, кстати. И парад проводится не в день его рождения, а в день смерти. И… Но давайте по порядку.
Начнём с того, что практически всё, что нам о нём известно, почерпнуто из его Confessio или жизнеописания, как утверждается, написанного им же самим. Как оно всегда бывает с фигурами легендарными, всё покрыто флёром таинственности и зеленоватым туманом сомнений. Итак, жил-был в V веке в Римской тогда Британии парень. Сын священника, внук священника. Семья была довольно состоятельна, жили в небольшом местечке (факт, разумеется, оспаривается как минимум одним историком и поддерживается как минимум одним) в самой что ни на есть середине Англии. К 16 годам своим ни ума, ни святости он так и не набрался, зато успел оказаться похищенным во время очередного ирландского набега.
Похитители привезли его в Ирландию и продали в рабство. Шесть долгих лет он был пастухом. В любую погоду, днём и ночью он работал и молился. Тут я, безбожница, должна бы поёрничать, что таки да, тут без молитвы точно не прожить, особенно, когда шторма налетают. Но не буду. Потому что и я б, наверное, начала истово молиться и веровать. Если даже сейчас, в наших тёплых домах, с каминами и отоплением, с ветро- и влагозащитной одеждой это то ещё удовольствие, то каково же было им.
Так вот шесть лет он тяжело работал и много молился, прося прощения у Отца Небесного за безверие, которое и считал главной причиной своих бед. «Бога забыли и Бог нас забыл», да-да, где-то я это уже слышала. И его молитвы были услышаны, было ему сказано, что ждёт в двухстах милях его корабль, на котором сможет он уехать. И Патрик устремился туда, преодолев всё это немалое расстояние пешком.
Дальше была череда мытарств и чудесных избавлений от оных путём молитв. Они и по пустыне успели поскитаться, и чуть от голода не умерли. И стадо свиней им было явлено, которое и спасло их. И в плен ему снова довелось попасть, но чудесным оборазом из него спастись. И вот наконец, после нескольких лет скитаний, он достиг отчего дома. Счастью семьи его не было предела, они умоляли его не покидать их больше никогда. Но было видение Патрику, что ждут его в Ирландии, чтобы помочь таким же заблудшим душам, как он сам, найти путь к Богу. И он вернулся.
Долгие годы он проповедовал, молился, ходил по острову, обращая в христианство, помогая строить церкви и школы. Для иллюстрации святого триединства он использовал местное растение Shamrock (звучит примерно как «шамрок»). Это название происходит от ирландского seamróg (звучит как «шамрог») и может быть переведено как «молодой клевер». До сих пор идут споры, о каком именно растении идёт речь. Кто-то склоняется к версии о том, что речь вообще идёт о кислице, а не о клевере. Кто-то настаивает на том, что это один из видов клеверов, которые почитались ещё друидами и ирландцами-язычниками как символ земли, жизни и возрождения — он появляется ранней весной, когда голодно и холодно, и приносит весть о скором изобилии, о возрождении природы. Мне эта идея кажется вполне обоснованной — в языческой Ирландии число три и трёхчастные символы не редкость. Вспомнить тот же трискель. Проповедовать, наполняя новыми смыслами знакомые символы, всяко легче, чем полностью отвращать от прежней веры.
Как бы то ни было, уже с 17 века и на витражах Святого Патрика изображают с зелёным трилистником в руках, и постепенно клевер становится символом Ирландии (так же, как нарцисс для Уэльса или репейник для Шотландии). И так до сих пор им и остаётся — где бы ни находились организации и компании, связанные с Ирландией, они безошибочно узнаваемы, если в их логотипе есть маленькая зелёная трёхпалая лапка шамрока.
Но вернёмся к Святому Патрику. Который прожил жизнь долгую и многотрудную, посвятив её всю миссионерскому «охристианиванию» Ирландии. И уже будучи стариком, решил написать свою исповедь, чтобы рассказать всем свою историю. 17 марта 461 года он умер. День его смерти стал церковным праздником. Со временем имя его обросло легендами и суевериями. Наример, о том, что он изгнал из Ирландии всех змей. Змей здесь, действительно, нет. И никогда не было. Подозреваю, что им, холоднокровным, здесь просто ни фига не выжить. И думается мне, что это скорее аллегория — под змеями, видимо, понимаются язычники с их языческими богами.
Со временем из церковного праздник стал вполне себе секулярным. С 1903 года это официальный государственный праздник в Ирландии. Первые парады в этот день прошли в Америке в Бостоне ещё в 1737 году, в Нью-Йорке с 1762. Чикаго ежегодно красит в зелёный целую реку с 1962 года. Почему речь об Америке? Потому что там огромная ирландская диаспора. Именно в Америку во времена Великого Голода уехало огромное количество ирландцев. Это страшная и трагическая страница истории маленького изумрудного острова. Я обязательно буду об этом писать. И не в одном посте, наверное. Потому что эта трагедия оказала огромное влияние и на всю страну, и её последующую историю, и даже в современной жизни мы постоянно натыкаемся на её последствия. Корабли «плавучие гробы», разорванные семьи, изломанные судьбы и огромное количество смертей и страданий.
Но не будем о грустном. Сегодня праздник! Все надевают зелёное (ой, тут тоже без легенд никак, там якобы Моисей спас основоположника гэльского языка от укуса ядовитой змеи, коснувшись укуса своим посохом и оставив зелёный след на коже), рисуют трилистники на лице, прикалывают листики клевера, устраивают парады и концерты. У нас в Корке это выглядело так.
Приготовления начинаются сильно загодя. Группы, желающие получить право пройти в параде, пишут заявки в городскую управу и начинают колдовать над костюмами и декорациями. Как и вся Ирландия, Корк невероятно многонациональный. Тут живут люди, приехавшие со всего мира. Национальные диаспоры, волонтёрские и благотворительные оранизации, спортивные клубы и самодеятельные оркестры, балетные школы и театральные студии — в шествии участвуют все, кто захотел и смог сорганизоваться.
Улицы города, по которым проходят маршруты парада, перекрываются. Ещё с ночи выставляются ограждения. Ярче всего и многочисленнее, конечно, та часть, которая проходит в центре. Толпа зрителей собирается огромная! Все подбадривают участников парада выкриками, аплодисментами.
У нас. В Корке. Есть своя ассоциация. Фигурного катания. У нас. В Корке. Мы снега годами не видим. Но фигурное катание у нас есть!
От администрации города, кажется, тоже обычно есть группа. Вот эти, например, идут с нашим гербом на лацканах и очень красивой инсталляцией, соединившей в себе основные архитектурные достопримечательности города. Поскольку базой у них книга, возможно, это библиотекари. Кстати, библиотек у нас много. В нашем торговом центре, например, тоже есть одна. И они довольно популярны.
Когда основная часть процессии прошла, мы пошли гулять по городу. Весь город украшен, отовсюду звучит музыка.
Корк невероятно красивый. Эти улочки стали уже настолько знакомыми, что я бегаю по ним, не поднимая иногда даже головы. Но они тут, рядом. Фонари, колонны, двери. Маленькие, старые, холодные дома старой части города. Изящные входные группы бывших доходных домов и адвокатских контор. Я уже умею видеть его «параллельным» зрением — я видела и знаю, какие из этих домов лежали в руинах 100 лет назад. Я не вижу, но чувствую следы гари на стенах. Какие-то здания не пострадали вовсе, какие-то потом восстановили полностью, а вместо других построили новые. Я ярая противница застройки исторического центра любого города. Была ею в Ростове. Остаюсь ею и тут. Здесь тоже есть своё общественное движение по сохранению исторического наследия. Это очень болезненный процесс — поиск компромисса между ураганным жилищным кризисом и огромным желанием, чтобы и через сто лет кто-то мог пройти, скользнув взглядом по этим же портикам и балясинам, по этим же округлым бокам эркеров.
Разумеется, пошёл дождь. Без него тут ни один парад обойтись, наверное, не может 🙂 Да вообще без него ничто не может обойтись. 😉
Но как начался так и закончился.
Мы угулялись до отпавших ног. Многие морщат нос, дескать это для туристов. Слишком многолюдно. Пусть туристы веселятся, мы лучше с друзьями по пинте в пабе выпьем. Я подобные мероприятия тоже обычно обхожу стороной. Но на этот парад мы сходили, и нисколько не пожалели. Невероятный заряд светлых человеческих эмоций. Большие дяди и тёти пропускают малышню поближе к заграждениям, берут их на плечи. Меня с моими камерами не то что не оттесняли, а расступались с улыбками, давая мне возможность свеситься за ограждение и снять приближающуся колонну. Сами большие дяди и тёти дурачатся и ведут себя как абсолютные дети. На следующий год пойдём на парад, который наше локальное комьюнити у нас проводит. (прим. если б я знала, что будет дальше, не загадывала б так смело)
Кстати, если вы думаете, что Дублин главный город в Ирландии, то вы заблуждаетесь. Видите, справа написано? «Дублин Корку не указ». И это, конечно, шутка. Но как и в любой другой, в этой есть и доля правды, и второе, и даже третье дно.
Нет, блин, пора отдельный пост по нашим граффити собирать. Тут с этим прям богато.