У нас типичное ростовское лето. Днем под 40, ночью под 30. Передышки случаются — раз в две-три недели на один день или одну ночь вдруг разразится гроза, жар спадёт немного часов на 6, чтобы потом с новой силой обрушиться на наши бедные головы в удушающей банной сырости.
Сил на свойственные мне большие тексты нет. Круглосуточная жара выматывает. Утром просыпаюсь с ощущением, что меня всю ночь слоны топтали. Заходя в любое помещение со сплитом или кондиционером, впадаю в кататонический ступор, плавно перетекающий в летаргию. От хронического потения сатанею. Тошнотворное малоприятное ощущение влажности кожных покровов выводит из себя. Кроме того, матушка, царствие ей небесное, оставила мне в наследство обоняние редчайшей чувствительности, граничащее с мнительностью, а принцип «своё не воняет» тут не работает.
Кто подумал сейчас «Ой, какие вы счастливые, у вас лееееето, соооолнце, а у нас дождиииии»? От греха подальше, — лучше не пишите этого сейчас. Я вас пожалею потом, когда хотя бы ночные температуры станут пригодными для жизни, а я — пригодной для человеколюбия и сострадания. Сейчас не время. Я знаю, что меня читают многие из мест с ещё более тяжёлым климатом. Друзья мои израильтяне, французы, канадцы и жители прочих жарких и при этом влажных мест планеты, держитесь, родные. Вам ещё страшнее, я не представляю вообще, как вы выживаете.
Но я помню, что обещала когда-то показывать вам потихоньку ростовские «малые формы», благо (хотя, я и не уверена, что это благо), их теперь расплодилось огромное количество на любой вкус и на любое отсутствие оного. Буду мелкими порциями знакомить вас с ними.
Ростов — город с богатой купеческо-торговой историей, поэтому начнём с вот этой скульптуры.
Называется она «Коробейник». Автор — ростовский скульптор Дмитрий Лындин (закончил Академию им. Мухиной в 1995 г., член Союза художников с 1997 г.). На коробе надпись «Торгуй праведно — в барышах будешь». Короб, кстати, это копилка — там есть отверстие для монеток. Правда, нет отверстия, откуда их вынимать. Прям интересно, что будут делать, когда «кубышка» наполнится.
Идея скульптуры принадлежит известному художнику-карикатуристу, графику Сергею Хасабову — тогдашнему главному художнику города. На изготовление и установку деньги жертвовали представители ростовской торговой сферы — каждый из них упомянут на свой плиточке под ногами Коробейника.
А почему с котом? Дмитрий Лындин говорит, — потому что Ростов сегодня немыслим без котов. В какой двор ни зайди, там будет обязательно несколько котов и кошек. И не запуганных, кротких и замородованных, а вальяжных, неторопливых и порой даже хамоватых. Удачливый и успешный Коробейник — вот и Кот у него сытый, пушистый, холёный.
Кота особенно любят дети — они на него садятся верхом, чешут за ушком, гладят. Зимой и взрослые подключаются — то свитер ему тёплый свяжут, то попонку нарядную накинут. Через пару лет после установки коту хвост таки отломали. Хорошо, что его довольно быстро восстановили. Как можно понять по потёртостям, не обошлусь тут и без традиционных суеверий. Палец Коробейника сияет золотом, потому что его трут и за него держатся для привлечения материальных благ и удачи в делах. Кота же гладят бескорыстно, просто из любви к котам, — потому весь он аж лоснится.
Недавно обнаружила, что у нашего Коробейника в Ставрополе есть брат. Не то чтоб близнец, но сходство разительное (источник).
«Купец — основатель города» установлен в память о купцах, благодаря которым в городе появился первый водопровод, были построены Тифлисские ворота, больницы и школы. А сходство с нашим объясняется просто — скульптор всё тот же Дмитрий Лындин.
Ростовский Кот, по-моему, лучше, а?
По соседству с Коробейником — буквально в нескольких десятках метров — на парапете присела Цветочница.
Создатели у неё те же — Сергей Хасабов и Дмитрий Лындин. Говорят, прообразом послужила одна из подруг дочери скульптора.
В городе повилось много подобных скульптур и скульптурных композиций, как и новых памятников и памятных знаков. Такого типа скульптуры, которые предполагают, что к ним можно присесть, потрогать, обнять и прочими способами повзаимодействовать, называют интерактивными. Мне кажется, в них есть и смысл, и прок. Тяга людей взбираться на памятники, скульптуры и парапеты неистребима. А в последнее время существенно подкрепляется селфиманией. Подобные же скульптуры дают возможность удовлеворить все эти потребности в полной мере.
Я не берусь судить о том, насколько они украшают город, у меня нет чёткого мнения на этот счёт. Но сама идея кажется мне симпатичной.
Забортная температура +34 градуса Цельсия, в 8 утра уже 27−29. В автобусах то и дело валятся в обморок пассажиры. Лето. Даже не верится, что зимой кто-то будет по этому скучать 😉