Как-то по жизни мне всякие «девочковые» радости не очень близки, в вопросах моды, красоты и вещей я, скажем так, дремучая. Ну, не хватает у меня времени и сил за всем этим уследить, а в магазинах я хирею и умираю в первые же пять-десять минут. Хорошо хоть, работа помогает быть хоть немного в струе.
Довелось как-то поработать с изделиями из разных кож. Одна оказалась просто открытием. Никогда не сталкивалась до тех пор. Настолько никогда, что сказал бы мне кто, что из кожи скатов можно делать ремни и кошельки, решила б, что с человеком не всё в порядке. А вот поди ж ты!
И, конечно, я бы была не я, если б не полезла читать об этом необычном материале. И вытянулось очень много интересного!
Кожа ската очень крепкая и твёрдая. В необработанном состоянии она представляет из себя полотно с плотными, прижатыми друг к другу костяными наростами-шипиками. Её даже называли одно время «костяная кожа». Обработка предполагает сглаживание этих плотных выростов до состояния бисерного полотна. В таком виде, кстати, её уже очень давно использовали самураи для покрытия рукоятей своих мечей катан. Кожа саката невероятно долговечная и прочная, она не боится ни огня, ни воды, а специфическая фактура поверхности позволяет рукояти не скользить в ладони.
В еропейский высший свет кожу ската вывел в 1774 году Жан-Поль Галюша, который заведовал кожевенными мастерскими при дворе короля Людовика XVI. Поскольку восточные мастера не спешили делиться секретами выделки, он разработал свою технологию, которая лежит теперь в основе современной, включающей в себя более 30 технологических процессов. Галюша предложил использовать эту кожу для отделки аксуссуаров — зеркал, расчёсок, табакерок, шкатулок, несессеров и даже предметов мебели. Материал полюбился аристократической публике, стал весьма популярным и получил имя своего создателя — «галюша».
Как и всякая мода, мода на «галюша» позже сошла на нет, а вот вывели её в свет заново уже в начале двадцатого века. Кожа ската стала активно использоваться даже в ювелирных украшениях, соседствуя с драгоценными камнями и металлами.
Галюша первоначально красил кожу либо в тёмно-зелёный цвет, либо в коричневый. Современные же изделия делаются из кожи, окрашенной во все мыслимые и немыслимые цвета.
Кожу ската либо оставляют бисерно-бугристой, либо спиливают эти бугорки, и тогда остаётся гладкая поверхность, состоящая из кружочков, поверхность которых отражает свет и красиво переливается. Ремни и визитницы, которые я здесь вам показываю, сделаны по одной технологии, а вот кошельки — как раз, по второй.
Как видите, кожа ската успешно используется вместе с обычной, а сами предметы ничем не отличаются от привычных нам кожаных ни по функционалу, ни по форме.